Путь Ладана или Дорога благовоний

3 минуты на прочтение

Так назывался караванный маршрут, существовавший более 500 лет с конца III века до Р.Х. Он проходил по пустыням Аравийского полуострова и каменистым пространствам пустыни Негев и связывал юг Аравийского полуострова со странами Средиземноморья и Месопотамии. По нему из древних царств на территории современных Йемена и Омана, а также с Африканского рога и острова Сокотра, доставлялись в Средиземноморье и Междуречье ценные благовония — в основном южноаравийский Ладан, Смирна и африканские специи. Наиболее ценным продуктом был Ладан, потому и назвали этот маршрут путём Ладана.

Во времена Римской империи высокий спрос на благовония намного превышали предложение Ладана и Мирры. Ладан и Смирна (Мирра) считались такими драгоценными товарами, что их стоимость была подобна стоимости золота. Ежегодно римляне ввозили более 3000 тонн Ладана. Однако на этом этапе первоначальное священное использование Ладана для почитания богов превратилось в экстравагантное, роскошное использование смертными. Говорят, что Нерон сжег на похоронах своей жены столько Ладана, что его запасы в Аравии истощились на целый год.

Когда римляне в начале нашей эры взяли в свои руки морской путь в Индию и тем самым поставили под угрозу торговлю благовониями в прибрежных районах, которая велась через Аден, значение важного торгового центра приобрела столица государства Хадрамаут Шабва. Жившие там набатеи, араб-семитское племя, монополизировали торговлю Ладаном и сохраняли свое прибыльное конкурентное преимущество несколько столетий.

Руины античного города Шабва

Из Шабвы караваны шли на север, через пустыню Руб аль-Хали. Для Шабвы путь Благовоний был очень важен, поэтому вся караванная сфера жестко контролировалась. Перевозить товары по пустыне разрешалось только организованными караванами, при этом за отклонение от установленного маршрута полагалась смертная казнь. Торговцы платили налог — десятую часть от стоимости товара. Контрабанда также наказывалась смертью. С другой стороны, набатеи обеспечивали охрану караванного пути и инфраструктуру вдоль всего маршрута.

Из Шабвы в пустыню шли караваны из тысяч верблюдов, которые иной раз растягивались на десятки километров. Переход к берегу Средиземного моря занимал до 3х месяцев.

На протяжении римско-персидских войн маршрут Дороги благовоний время от времени менялся и к концу 7 века сошел на нет. И интерес к благовониям в Европе поутих. Но в конце VI века Исидор Севильский перечислил ароматические вещества, которые на тот момент ещё импортировались в вестготскую Испанию. Это масла Ладана, Мирры, Перца, Корицы, Кассии и Кардамона. А также специи – шафран, кардамон, тимьян, фенхель.

В настоящий момент части Пути Ладана, находящиеся на территории современного Омана и Израиля получили статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Официальная цитата гласит: «Ладанниковые деревья в Вади-Давка и остатки караванного оазиса Шиср/Вубар, а также связанные с ним порты Хор-Рори и Аль-Балид наглядно иллюстрируют процветавшую в этом регионе на протяжении многих веков торговлю ладаном — одну из важнейших торговых операций древнего и средневекового мира.

Четыре набатейских города Халуза, Мамшит, Авдат и Шивта, а также связанные с ними крепости и сельскохозяйственные угодья в пустыне Негев расположены вдоль путей, соединяющих их со средиземноморским концом торгового пути благовоний и специй. Вместе они отражают чрезвычайно прибыльную торговлю ладаном и миррой из Южной Аравии в Средиземноморье, которая процветала с III века до н. э. до II века н. э. Остатки сложных ирригационных систем, городских построек, крепостей и караван-сараев свидетельствуют о том, как суровая пустыня была освоена для торговли и сельского хозяйства».

Пролистать наверх